Архетип любовницы
Мифология и древняя история
© Школа практик "Луноликая"
"АРХЕТИПЫ"

В мифологии и древней истории множество примеров архетипа Любовницы.
Это роковые женщины, которые своей красотой сводили с ума мужчин
и толкали их на безрассудные поступки.
Елена Троянская


Елена — в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин, была дочерью смертной женщины Леды и бога Зевса, который явился Леде в образе прекрасного лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена.

Слух о красоте Елены распространяется по Греции и сватать её приезжают несколько десятков знаменитых героев. Земной отец Елены — Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов связывает всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь её будущего супруга. Мужем Елены становится Менелай.

Менелай уезжает на войну, в это время в Спарту троянский царевич Парис, которому Афродита обещала Елену в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь, увозит Елену в Трою, а Афродита внушает Елене любовь к Парису, которой та не может противиться. Из-за этого завязывается троянская война, которая длилась 10 лет.
Менелай после взятия Трои разыскивает Елену с мечом в руке, чтобы казнить её за измену, однако при виде Елены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её.

Гетера Фрина


Афинская куртизанка Фрина — одна из самых известных женщин античности. Её настоящее имя было Мнесарет, но девушку прозвали Фриной (греч. — «белокожая»). Она родилась в маленьком городе Феспии в семье лекаря и была очень образованной.

В Афинах она стала любовницей художника Апеллеса, он использовал её в качестве модели для своей Афродиты Анадиомены, а потом любовницей Праксителя и позировала ему для двух его Афродит.

К 25 годам Фрина была состоятельной женщиной, купила дом, обзавелась рабами, устраивала пиры. У нее был дом, как у очень богатого афинянина, двор, украшенный галереей из колонн, со скульптурами и картинами, с садом и с бассейном, вместо цистерны с водой. Она могла бы бросить свое ремесло, но ей важно было оставить за собой право называться самой желанной женщиной Эллады. Ее ночь для желающих ее любви стоила целое состояние.
По образу Фрины Пракситель создал скульптуру Афодиты Книдской, к статуе совершались паломничества верующие греки, из-за чего разразился скандал ведь натурщица была куртизанкой. Фрину обвинили в нечистоте и безбожии, что по тем временам было самым страшным обвинением. Фрину защищали самые талантливые ораторы Афин, но судьи были настроены очень сурово. Тогда Гиперид — оратор, которому Фрина пообещала свою благосклонность за ее защиту в суде, приказал Фрине встать и сдернул с ее плеч покрывала, обнажив подсудимую: — Благородные судьи посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой...Красота произвела такое впечатление на судей, что Фрину оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.

Фрина сохранила свою красоту до конца дней. В зрелые годы она придумала крем, предохранявший от морщин. Умерла она в почёте, а памятником ей стала золотая статуя в храме Дианы Эфесской.
Статую изваял Пракситель, не забывший её.
Валерия Мессалина
Валерия Мессалина родилась в 25 году нашей эры, принадлежала высшей патрицианской власти. В 14 лет её выдали замуж за дядю императора Калигулы, Клавдия. Он был не молод, хромал и глуповат. Клавдий так сильно полюбил Мессалину, что безоговорочно ей верил и сквозь пальцы смотрел на её многочисленных любовников.

После смерти Калигулы Клавдий стал императором, а Мессалина императрицей. Она ни в чем себе не отказывала: закатывала балы, пиры, имела многочисленных любовников и разбазаривала казну Империи. Но Клавдий по-прежнему снисходительно относился к её похождениям.

Мессалина влюбилась в знатного красавца Гайя Силия и вышла за него замуж. Когда Клавдий узнал об этом, начались судебные процессы, не пощадившие ни одного любовника Мессалины.
Сирены
В древнегреческой мифологии — полуптицы-полуженщины или полурыбы-полуженщины, унаследовавшие от отца — морского бога Форкиса дикую стихийность, а от матери — музы Терпсихоры — божественный голос.

Впервые сирены упоминаются в «Одиссее». Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями. Сам Одиссей избежал сирен, он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в скалы, либо сбросили перья и утопились.
Образ сирены в древнегреческой мифологии представляет собой манящую, но губительную красоту. Пение сирен привлекает мужчин и заставляет их идти на верную смерть. Пение сирен символизирует опасность и угрозу. Почти всегда сирены встречаются в море. Возможно, это связано с тем, что на водных пространствах путешественники становятся беззащитными и легче поддаются чарам сирен. В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры.

В греческой мифологии сирены — демоны в женском обличье. Сирены олицетворяют собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирена - символ коварства, прельщения, гибельного соблазна материального мира, искушающего дух на его пути к цели. В целом образ сирен актуализирует мотив гибельной женской красоты, свойственный греческой культуре. Сирены связываются с разрушением и смертью.
© Школа практик "Луноликая" 2017
info@lunolikaya.ru
Made on
Tilda